Переход школ на реализацию ФООП

К 1 сентября 2023 года все школы должны будут обновить свои программы под требования ФООП, которые утвердят уже 1 января 2023 года. Чтобы осуществить переход на ФООП, необходимо последовательно выполнить несколько шагов: Изучить законодательство и новые учебно-методические документы;

 Составить план перехода на ФООП;

Создать рабочую группу;

Составить проект новых общеобразовательных программ в соответствии с федеральными ООП;

Проконтролировать, как рабочая группа соблюдает требования ФООП; Подготовить педагогов к переходу на новые требования;

 Ознакомить с изменениями родителей;

Издать приказ об утверждении новых ООП.

На первом этапе необходимо изучить новое законодательство: Федеральный закон об образовании с изменениями, которые обязывают школы работать по ФООП, Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ, а также сами федеральные программы с учебно-методическими материалами. Минпросвещения их разработало и опубликовало на официальном сайте.

Второй этап - определить перечень работ по переходу на ФООП в школе. Для этого составляют дорожную карту. В ней прописывают все этапы перехода. Самый удобный вариант - в виде таблицы, где указывают направления работы, мероприятия, сроки исполнения, ответственные исполнители, планируемые результаты. Работа ведется по нескольким направлениям:

 организационные мероприятия;

нормативно-правовая работа;

 работа с кадрами; методическое обеспечение;

 информационное обеспечение; финансовое обеспечение.

Третий этап - создание рабочей группы, которая будет реализовывать мероприятия из дорожной карты по переходу на ФООП.  В состав рабочей группы чаще всего входят директор школы и завучи. При необходимости можно включить работников библиотеки, руководителей ШМО, педагога-психолога, учителей-предметников. Но возглавляет рабочую группу директор. Другие члены группы - ответственные за определенный раздел дорожной карты. Например, за материально-техническое обеспечение отвечает заместитель директора по АХР, за информационную работу - учитель информатики и т.д. Состав рабочей группы утверждает в приказном порядке руководитель. Этим же приказом утверждают и само положение о рабочей группе.

Четвертый этап - подготовка основных общеобразовательных программ для каждого уровня образования в соответствии с ФООП.

 Можно выбрать один из вариантов:

Разработать новые ООП;

Внести изменения с действующие ООП.

Чтобы сделать выбор, необходимо проанализировать ООП для каждого уровня образования: НОО, ООО и СОО. Нужно учитывать, что изменений будет много и они будут присутствовать во всех разделах программы: целевом, содержательном и организационном. В некоторые разделы можно вставить готовые фрагменты из федеральных программ. Например, можно вставить готовую федеральную рабочую программу воспитания.  Школы обязаны использовать федеральные рабочие программы по следующим предметам:

1.      Для НОО русский язык, литературное чтение , окружающий мир ;

2.      Русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ - для ООО и СОО.

 Программу начальной школы нужно привести в соответствие с ФООП уже к 1 апреля 2023 года, так как с этой даты стартует прием заявок на поступление в 1 классы. При приеме родители имеют право ознакомиться с программой, о чем сказано в п. 5 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 55 Федерального закона об образовании. С рабочими программами для основного и среднего образования необходимо разобраться до 1 сентября 2023 года.

В целевом разделе следует проверить пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП.

Рабочей группе нужно сопоставить соответствующие документы с опорой на федеральные программы. В содержательном разделе ООП нужно привести в соответствие с ФООП: программы формирования/развития УУД,  программу коррекционной работы, рабочую программу воспитания.  включить в раздел федеральные рабочие программы учебных предметов, которые обязательны для применения.

В организационном разделе необходимо привести в соответствие с ФООП: учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

Пятый этап - контроль за выполнением требований федеральных программ со стороны рабочей группы. Этим может заняться директор или назначенный им заместитель. При разработке документов члены рабочей группы должны выполнять требования учебно-методических документов для всех уровней образования. По итогам контроля составляют справку

Шестой этап - подготовка педагогического коллектива к переходу на новые ООП. На этом этапе важно организовать методическую поддержку учителей. Дело в том, что не все могут понимать смысл перехода на ФООП и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Необходимо это пояснить, а также подробно проконсультировать об изменениях в ООП всех уровней образования. Обязательно посвятить отдельное выступление нововведениям на итоговом педсовете в конце 2022-2023 учебного года, а также на августовском педагогическом совете перед началом 2023-2024 года. Предварительно необходимо провести диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов. По ее результатам можно будет выявить, какие дефициты в знаниях есть у учителей. После этого необходимо отправить на повышение квалификации тех педагогических работников, у кого результаты диагностики окажутся неудовлетворительными.

Седьмой этап. Представление родителям изменений в программах. Рассказать обо всех изменениях нужно до конца этого учебного года - 2022/2023. Лучше всего это сделать в рамках общешкольного родительского собрания. До родителей необходимо донести, какие изменения коснутся их и детей, а также для чего необходимо такое нововведение. Чтобы выявить запросы родителей и сформировать проекты учебных планов и планов внеурочной деятельности в соответствии с ФООП, нужно провести анкетирование учеников и родителей.

Завершающий этап - утверждение изменений в ООП. Рассматривают и принимают изменения обычно на педсовете. После этого утверждает изменения директор приказом. Заранее необходимо запланировать в повестке вопросы о работе с ООП. Выступить необходимо как минимум два раза: на февральском собрании педагогов, когда необходимо начинать работу по приведению ООП в соответствие с ФООП, и на августовском педсовете - когда придет время утверждать изменения перед новым учебным годом.

Утвердить изменения в ООП можно одним из способов:

Утвердить поправки в ООП отдельным приказом для каждого уровня образования. 

 Утвердить поправки в ООП единым приказом сразу для трех уровней образования.

Структура ФООП

Все проекты ФООП содержат три раздела: целевой, содержательный, организационный. ФООП должны разработать в соответствии с ФГОС, поэтому основные разделы остаются неизменными.

Подробнее о структуре каждого уровня образования из ФООП – в таблицах 1, 2 и 3.

Новое в ФООП

ФООП подробно разъясняют, из чего должно состоять портфолио ученика. Помимо персональных, также можно вести и портфолио класса. Эту информацию включили в систему оценки достижения планируемых результатов.

ФГОС упоминают, что электронная информационно-образовательная среда включает портфолио обучающихся. Но в документах не говорится, как составлять и какую информацию указывать в нем.

Требования к портфолио по ФООП НОО. Портфолио оценивает динамику учебной и творческой активности обучающегося, направленность, широту или избирательность интересов, выраженность проявлений творческой инициативы. В портфолио входят творческие работы учащегося – фотографии, видеоматериалы. А также отзывы и награды – дипломы, сертификаты участия, рецензии, наградные листы. Отбор работ для портфолио и отзывов учащийся ведет вместе с классным руководителем и родителями.

Портфолио можно сформировать как в бумажном, так и в электронном виде на протяжении всех лет обучения на уровне НОО. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по обучению и готовят характеристику обучающегося.

Требования к портфолио по ФООП ООО. Отбор работ и отзывов для портфолио ведет сам обучающийся вместе с классным руководителем и при участии семьи. Включать какие-либо материалы в портфолио без согласия обучающегося нельзя. Результаты используют, когда вырабатывают рекомендации по выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне СОО. Они могут отражаться в характеристике.

Требования к портфолио

Требования к портфолио на уровне средней и основной школы полностью совпадают. Возможно, здесь разработчики ошиблись и скопировали описание из предыдущего уровня. В вариантах НОО и ООО результаты портфолио собирают на текущем уровне обучения и используют на следующем. В проекте ФООП должно было быть указано, что результаты портфолио собирают за все годы обучения на уровне СОО и используют при выработке рекомендаций на уровнях СПО и ВПО. Однако этого в проекте нет. Предполагаем, что в ходе доработки проектов эту ошибку заметят и исправят.

Новые рабочие программы в содержательном разделе

Федеральные рабочие программы устанавливают распределение учебного материала по классам

Проекты ФООП содержат федеральные рабочие программы учебных предметов только по нескольким учебным предметам. В начальной школе описаны три учебных предмета: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». В основной и средней школах – шесть учебных предметов: «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Одно из нововведений – модуль «Элементы начальной военной подготовки» в федеральной рабочей программе по ОБЖ для уровня СОО. Его предлагают в одном из вариантов содержания предмета. Старшеклассники будут изучать строевую подготовку, правила обращения с оружием, действия и способы передвижения в бою, средства индивидуальной защиты и сооружения для защиты личного состава. Подробнее смотрите в таблице 4, 5 и 6.

Содержание ФООП

Помимо федеральных рабочих программ по предметам, проект ФООП содержат другую учебно-методическую документацию, их описание и образцы:
– федеральные учебные планы;
– федеральный план внеурочной деятельности;
– федеральный календарный учебный график;
– федеральный календарный план воспитательной работы;
– федеральная рабочая программа воспитания;
– программа формирования универсальных учебных действий;
– программа коррекционной работы.

В целом эти документы соответствуют ФГОС по уровням образования и дают право школе на самостоятельность при разработке собственной программы. Например, федеральный календарный учебный график содержит только описание того, как он должен выглядеть в программе. При этом его образца в ФООП нет. Когда составляете свою ООП помните, что содержание и образовательные результаты не должны быть ниже тем, которые закреплены федеральными ООП.